|
Об асанах, медитации и духе
В нашей почте всё больше писем о йоге. Читателей интересуют вопросы связи практики йоги и её
философии, взаимоотношений асан и медитации. Сегодня на них ответит директор Парижского института йоги Фаек Бириа.
- Читатели находятся в некотором замешательстве - из разных источников и от разных преподавателей йоги они слышат множество её определений, которые зачастую трудносовместимы. Каковы наиболее общие определения йоги? Как они соотносятся между собой?
- С терминологической точки зрения, "йога" означает "союз", "гармоническое единство".
С философской точки зрения, йога - одна из шести традиционных философских школ Индии. Эти школы называются даршанами, что в переводе означает "зеркало". Даршана - зеркало, в которое каждый, кто встал на путь духовного совершенствования, постоянно смотрится, наблюдает и оценивает себя. Зеркало - единственный предмет, который никогда не надоест. Вы можете устать от чего угодно, даже те, кого вы любите, могут утомить вас; но где бы вы ни оказались, чем бы вы ни занимались, вы никогда не устанете наблюдать за собой в зеркало. Именно в этом смысле мудрецы всех времён называли школы йоги даршанами.
Мне хотелось бы ещё раз напомнить моим читателям о том, чем йога отличается от остальных даршан и каковы основные составляющие этого пути.
Главное отличие йоги от других даршан заключается в том, что йога - это практическая наука.
Есть и другие определения. Отец йоги, мудрец Патанджали, определяет её как остановку модификаций духа. Это великое в своей простоте определение. По мнению Патанджали, йога - это искусство плыть против течения жизни с радостью и блаженством. Для достижения этого состояния мудрец предлагает путь, состоящий из 8 частей, которые необходимо практиковать в единстве друг с другом.
Два первых аспекта этого пути едины для всех религий и философских школ. Это жтические правила поведения, они очень похожи на заповеди Библии. В йоге их называют яма и нияма - поступки, которые следует совершать и те, от которых следует воздерживаться (не красть, не лгать, не причинять вреда ближнему и самому себе, соблюдать чистоту и так далее).
Затем следует асана, или поза, - так называемый физический аспект йоги. 4-й аспект - это пранаяма, или искусство дыхания. Эти аспекты считаются внешними аспектами йоги.
5-й аспект - пратьяхара, или втягивание чувств внутрь, отвлечение их от внешнего мира, это мост между внешними и внутренними составляющими йоги.
Затем следует 3 аспекта, считающихся внутренними, - это дхарана, дхиана и самадхи, или концентрация, созерцание и реализация.
- Существует какая-либо связь между физическими упражнениями йоги и духовностью? У многих читателей сложилось впечатление, что позы йоги - это некий атавизм, не имеющий никакого отношения к духовной практике.
- Действительно, асаны и пранаяма - это наиболее практикуемые аспекты йоги на Западе, и многие ошибочно полагают, что йога - это нечто вроде восточной гимнастики.
Даже в Индии существуют йоги, которые не занимаются асанами и пранаямой, а только медитируют. Они называют асаны и пранаяму физической практикой. Но мы придерживаемся другого мнения. Ведь даже те, кто критикует нас за такой "физический" подход, не в состоянии ответить на вопрос, каковы границы физического и духовного, где кончается одно и начинается другое.
Дело в том, что если асаны и пранаяма выполняются правильно, то они порождают соматопсихологический эффект: у занимающегося появляется большое количество изменений, новообразований на психическом, психологическом и духовном уровне. Эволюция протекает очень быстро и меняет всю жизнь человека. В этом смысле практика йоги отличается от гимнастики, физической культуры и всех физических упражнений.
- Многие сейчас занимаются медитацией. При этом считается, что к медитации можно приступать сразу, без каких-либо предварительных физических упражнений. Каково ваше мнение?
- Этот вопрос задают мне уже не в первый раз. То, что вы называете медитацией, в действительности никакая не медитация, а просто разновидность сидячей релаксации. Человек очень устаёт от агрессии и враждебности, от постоянной спешки и трудностей, шума и загрязнения окружающей среды. Поэтому когда ему предоставляется возможность на несколько минут забыть обо всём, просто закрыть глаза и посидеть спокойно в тишине, то это быстро порождает в нём состояние внутреннего спокойствия, благополучия, расслабления. Естественно, он доволен и хочет продолжать это занятие. Но, честно говоря, оно не имеет никакого отношения к тому, что йоги называют медитацией.
- А можно ли считать повторение мантры медитацией? Ведь эта техника издревле использовалась йогами. Какова связь между мантрой и медитацией?
- При обучении медитации некоторые учителя дают своим ученикам вспомогательные средства, например, предлагают концентрироваться на источнике света, собственном теле, мантрах. Но всё это не является непосредственными составляющими процесса медитации. Это, скорее, средства релаксации, которые позволяют разделить функции органического мозга и мозга мыслящего. Когда мыслящий мозг сконцентрирован на каком-то из этих средств, органический мозг освобождается от его влияния, что приводит к релаксации. Она уносит усталость тела и духа. Но это не медитация. К примеру, концентрация взора на каком-либо объекте в традиционных текстах называется "дхришти" или "тратака", в зависимости от того, на что вы смотрите. Повторение мантры - "джапа". Йоги всех времён были очень точными людьми. Они давали каждому предмету своё конкретное название и точное определение.
- Как же можно точно определить медитацию?
- По определению Патанджали, медитация - это состояние, которое наступает автоматически в результате правильных занятий йогой. Внутренние аспекты йоги - это результат практикования её внешних аспектов. Таким образом, медитация в йоге - это не техника, не практика, а состояние, которое возникает (или не возникает) в результате практики. Можно было бы дать такое определение медитации - это приведение нашего сложного духа к состоянию простоты.
- Так как же следует заниматься медитацией? С чего следует начинать?
- Все священные тексты требуют от ученика сначала подготовить своё тело и дух для медитации при помощи асан и пранаямы - укрепить себя физически, психологически, духовно, интеллектуально. Если этого не произошло, медитация будет опасна как для тела, так и для духа.
- Вы утверждаете, что повторение мантры, к примеру - это не медитация. Но ведь существуют, наверное, какие-то другие типы медитации, кроме той, которая практикуется в индуистской традиции?
- В различных религиях можно обнаружить представление о медитации и тех различных способах, при помощи которых мы можем овладеть нашими эмоциями и желаниями. Вы, наверное, слыхали о дзен-медитации и считаете, что это нечто непохожее на медитацию в йоге. Но медитацию нельзя назвать дзен-медитацией, йогической медитацией или трансцендентальной медитацией. Какую бы технику вы ни практиковали, медитация едина по своей сути. Вспомните, что Будда родился в Индии и был учеником йоги. Когда мой учитель Б. К. С. Айенгар посещал Японию, то местные мастера Дзен склонили головы перед его искусством и присвоили ему титул мастера Дзен. Это означает, что качество его работы, его достижения на духовном пути, а также качество их практики и духовного развития по сути своей одинаковы. Мастера Дзен - это йоги, а настоящие йоги - мастера Дзен.
Реки, текущие в вашей стране, и те, которые текут в моей стране, орошают почву и делают землю плодородной. Они все впадают в моря, чтобы затем слиться в единый океан. Точно также все человеческие существа едины по своей сути, и между ними нет различий. Методы духовного совершенствования одинаковы для всех. Поэтому пусть вас не смущают различные термины, употребляемые для обозначения медитации. суть их всегда одинакова. Смотрите внутрь и прозревайте сущность, не давайте внешним этикеткам сбить вас с толку.
Интервью вела Е. Федотова.
|