|
КАТХА УПАНИШАДА
Вторая ЧАСТЬ
Третий раздел
1. Наверху [ее] корень, внизу - ветви, это вечная смоковница. Это чистое, это Брахман, это зовется бессмертным.
В этом утверждены все миры, никто не выходит за его пределы. Поистине, это - То.
2. Весь этот мир, что существует, движется в жизненном дыхании, [из которого он] вышел.
Это - великий страх, молния сверху. Кто знает это, те становятся бессмертными.
3. Из страха перед ним горит огонь, из страха - горит солнце.
Из страха - бегут Индра, и Ваю, и пятая - смерть
4. Если [кто-либо] способен постичь его до распада тела.
То он подвергается воплощению в сотворенных мирах.
5. Как в зеркале, так [виден он и] в Атмане; как во сне, так - и в мире предков;
Как в воде, так виден он и в мире гандхарвов; как в тени и свете, так - и в мире Брахмана.
6. [Зная] по отдельности природу чувств, [их] восход и заход:
Зная по отдельности [их] возникновение, мудрый не печалится.
7. Разум выше чувств, сущность выше разума,
Великий Атман - над сущностью, Непроявленное - выше великого [Атмана],
8. Пуруша же - выше Непроявленного, - всепроникающий и лишенный признаков.
Узнав его, существо освобождается и достигает бессмертия.
9. Образ его незрим, никто не видит его глазом.
Он постигнут сердцем, мыслью, разумом; те, кто знает его, становятся бессмертными.
10. Когда пять [источников] знаний успокаиваются вместе разумом
И не действует способность постижения, - это зовут высшим путем.
11. Твердое владение чувствами - это считают йогой.
Тогда [человек] становится неотвлеченным, ибо йога приходит и уходит.
12. Нельзя достичь его ни речью, ни разумом, ни глазом.
Как постичь его иначе, нежели говоря "Он есть?"
13. "Он есть" так следует постигать [его] истинную природу в обоих [видах].
"Он есть" - постигшему [его] так открывается [его] истинная природа.
14. Когда прекращаются все желания, обитающие в сердце,
То смертный становится бессмертным и достигает здесь Брахмана.
15. Когда разрубаются все узлы, [связывающие] здесь сердце,
То смертным становится бессмертным - таково наставление.
16. В сердце - сто и одна артерия, из них одна ведет к голове.
Идущий по ней вверх достигает бессмертия, во все [стороны] служат выходами другие [артерии].
17. Пуруша величиной с большой палец, [находящийся] внутри тела, всегда пребывает в сердце людей.
Пусть с твердостью извлекут его из своей плоти, как сердцевину из тростника;
Пусть знают его как чистого, бессмертного, пусть знают его как чистого, бессмертного".
18. Так Начикетас, приобретя знание, поведанное смертью, и все это предписание йоги,
Достигши Брахмана, стал бесстрастным и бессмертным. Так же [будет] и с другим, кто знает об Атмане.
|