Йога Сутра
Глава вторая: О СПОСОБАХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ [ЙОГИ]
1. Подвижничество, самообучение, упование на Ишвару есть йога действия.
2. [Она предназначена] для развития [способности] сосредоточения и для ослабления аффектов.
3. Неведение, эгоизм, влечение, враждебность, жажда жизни суть пять аффектов.
4. Неведение является полем для следующих за ним [аффектов, пребывающих] в дремлющем, ослабленном, прерванном или полностью развернутом [состояниях].
5. Неведение есть постижение вечного, чистого, счастья, атмана в невечном, нечистом, страдании, не-атмане.
6. Эгоизм есть [кажущаяся] тождественность обеих способностей - [чистого] видения и инструмента видения.
7. Влечение неразрывно связано с наслаждением.
8. Враждебность неразрывно связана со страданием.
9. Самосущая жажда жизни возникает даже у мудрого.
10. Эти [аффекты] в "тонком" состоянии устраняются при свертывании [деятельности сознания].
11. Их функционирование должно быть устранено посредством йогического созерцания.
12. Скрытая потенция кармы, имеющая [своим] корнем аффекты, может ощущаться [как] в видимых, [так и] в невидимых [формах] рождения.
13. При наличии корня созревание [скрытой потенции кармы обусловливает] форму существования, продолжительность жизни и жизненный опыт.
14. Ввиду обусловленности добродетелью или пороком они имеют [своим] результатом наслаждение [или] страдание.
15. Поистине, для мудрого все есть страдание - из-за подверженности непрерывному изменению, беспокойства, следов [прошлых] впечатлений, а также по причине противоречивого развертывания гун.
16. Еще не наступившее страдание [есть то, что] должно быть устранено.
17. Соединение видящего и видимого есть причина того, что должно быть устранено.
18. Видимое обладает природой ясности, деятельности и инерции, [оно] по своей сути - "[великие] элементы" и органы чувств и имеет объектом опыт и освобождение.
19. Специфическое, неспецифическое, только признак и отсутствие признака суть формы [развертывания] гун.
20. Зритель есть не что иное, как способность видения; хотя и чистый, [он] воспринимает [все] содержание сознания.
21. Сущность видимого [состоит в том, чтобы служить] его цели.
22. Хотя оно исчезло для того, кто осуществил [свою] цель, но не исчезло для других - в силу свойства быть общим.
23. Соединение есть причина постижения внутренней сущности [того, что есть] способность быть собственностью и способность быть господином.
24. Его причина - неведение.
25. Избавление есть отсутствие соединения вследствие отсутствия [неведения]; это - абсолютная обособленность Видящего.
26. Средство избавления - неколебимое различающее постижение.
27. Его мудрость предельного уровня - семи видов.
28. При устранениинечистотывследствиеприменения [вспомогательных] средств йоги свет знания [распространяется] до различающего постижения.
29. Самоконтроль,соблюдение [религиозных] предписаний, [йогические] позы, регуляция дыхания, отвлечение [органов чувств], концентрация [на объекте], созерцание и сосредоточение - [таковы] восемь средств [осуществления] йоги.
30. Самоконтроль - [это] ненасилие, правдивость, честность, воздержание и неприятие даров.
31. [Они] не ограниченные кастой, местом, временем и обстоятельствами, то есть будучи универсальными, [называются] "Великий обет".
32. Соблюдение [религиозных] предписаний - [это] чистота, удовлетворенность, подвижничество, самообучение и преданность Ишваре.
33. Ложные помыслы [служат] препятствием, [следует] развивать их противоположности.
34. Ложные помыслы о насилии и прочем - совершенном, побужденном к совершению [или] одобренном, - возникшие вследствие жадности, гнева [или] заблуждения, [бывают] слабыми, средними и сильными [и имеют своими] неисчислимыми плодами страдание и отсутствие знания; поэтому [необходимо] культивировать их противоположности.
35. При утверждении [йогина] в ненасилии в его присутствии исчезает враждебность.
36. При утверждении в истине действие и результат становятся зависимыми [от него].
37. При утверждении в неворовстве все драгоценности стекаются [к йогину].
38. При утверждении в воздержании [происходит] обретение энергии.
39. При твердости в неприятии даров [возникает] полное просветление относительно [всех] "почему", связанных с рождением.
40. Благодаря чистоте [возникает] отвращение к собственному телу и нежелание контакта с другими.
41. Чистота саттвы, ментальное удовлетворение, концентрация [сознания], контроль органов чувств и способности самонаблюдения.
42. Вследствие удовлетворительности [становится возможным] обретение высшего счастья.
43. Вследствие устранения нечистоты благодаря подвижничеству [обретается] совершенство тела и органов чувств.
44. В результате самообучения [возникает] связь с наставляющим божеством.
45. Благодаря упованию на Ишвару [обретается] совершенство в [йогическом] сосредоточении.
46. Асана есть неподвижная и удобная [поза].
47. При прекращении усилия [или] сосредоточении на бесконечном [Асана достигается].
48. Благодаря ей прекращается воздействие парных противоположностей.
49. При нахождении в ней [практикуется] пранаяма, то есть прекращение движения вдыхаемого и выдыхаемого [воздуха].
50. [Она] проявляется как внешняя, внутренняя [или как] задержка [дыхания], регулируется по месту, времени и числу [и благодаря практике становится] длительной и тонкой.
51. Четвертый [вид пранаямы] превосходит внутреннюю и внешнюю сферы.
52. Благодаря ей разрушается препятствие для света.
53. И пригодность манаса к концентрации.
54. При отсутствии связи со своими объектами органы чувств как бы следуют внутренней форме сознания - [это и есть] отвлечение.
55. Благодаря ему [достигается] полное подчинение органов чувств.
|