Главное в учителе - ясность, чистота, сострадание.

Б.К.С.Айенгар - звезда первой величины на небосклоне мировой йоги. Автор самых популярных книг в этой области, учитель Джидду Кришнамурти, и Иегуди Менухина, непревзойденный мастер, который в свои 73 года продолжает удивлять мир сложнейшими асанами, выполнение которых недоступно больше никому из живущих в наше время на этой планете.
Сегодня мы публикуем интервью, которое знаменитый мастер йоги дал специально для читателей ЗОЖ. Беседу ведет директор Московского центра йоги Айенгара Елена Федотова, которая только что вернулась со стажировки из индийского города Пуна, где находится "мекка" любителей йоги всего мира - Институт йоги Айенгара.

- В настоящее время в нашей стране бытует такое мнение, что йога предназначена не для каждого и она может быть даже опасна для западного человека. Так ли это? Может ли обычный человек заниматься йогой и что конкретно такие занятия могут дать ему в его повседневной жизни?

- Мои дорогие друзья! Знаете ли вы, что даже неосторожная прогулка по улице может быть опасной? Многие умирают в собственной постели от сердечного приступа. Так почему же никому не приходит в голову утверждать, что ложиться в постель опасно? Такой подход просто смешон. И подобное отношение к йоге - результат обычного незнания, недопонимания, чрезмерного увлечения технологией, забвение нашей естественной сущности.
Йога - это такой предмет, который приносит совершенство тела и укрепляет его здоровье, стабилизирует наш вечно мятущийся ум, очищает дух. Йога поднимает человеческое существо на новый уровень - от скуки и утомленности к полноценному здоровью, совершенству, подлинной духовности. Какая в ней может быть опасность? Ведь в ней заключена моральная дисциплина, этическая дисциплина, дисциплина тела, интеллекта, духа. Если человек живет в соответствии с этой дисциплиной йоги, то есть придерживается заповедей праведного бытия, праведных мыслей, праведного образа действия, то как он может принести вред себе или другим?
Итак, по сути йога дает каждому именно это - возможность правильно мыслить, правильно поступать, правильно обращаться с самим собой и другими.
Ваша страна, ваши люди известны всему миру благодаря огромным достижениям в области науки и современной технологии, благодаря строго научному, рациональному подходу к различным областям знания. Я бы очень хотел, чтобы сейчас, когда двери раскрылись для йоги, вы подошли к изучению этого предмета так же, как к изучению любой другой дисциплины, - непредвзято, с открытым умом, с научным скептицизмом.

- Действительно, двери для йоги открыты теперь, и в нашей стране появилось множество учителей - как своих, так и тех, кто приезжает учить из-за рубежа - из Европы, Индии, США. Когда я смотрю на это огромное количество учителей, мне на ум приходит наша русская пословица: "Много хорошо не бывает". Так как же сориентироваться в этой ситуации, как найти настоящего учителя, подлинное учение? Есть ли в йоге какой-нибудь способ, чтобы отделить духовные "семена" от "плевел"?

- Здесь нет какой-то специфической для йоги заповеди, никакой особой проверки. Просто вы должны подходить к предмету йоги и к тому, кто претендует на звание учителя, рационально и скептически, не вручать себя всецело кому-то, в чьих достоинствах вы нее вполне уверены, просто потому, что он называет себя йогом.

- К сожалению, мне часто приходится сталкиваться с бытующим среди наших любителей йоги представлением о том, что учителю надо подчиняться беспрекословно, признать его и его учение без всякой критики. Действительно, если у тебя нет полного доверия, преданности и послушания гуру, ты вряд ли продвинешься по духовному пути. Но не стоит забывать и о том, что ни одна духовная традиция Востока, и йога в том числе, не требовала слепого повиновения, безоглядной преданности. Ученик долгое время - иногда месяцы и годы - наблюдал за тем, к кому намеревался поступить в обучение, оценивал его, обоснованно выбирал себе гуру. И только после того, как он делал этот выбор, он полностью принимал учителя и следовал его указаниям. И все-таки как же обоснованно сделать свой выбор?

- Конечно, критериев множество. Я приведу самые простые и в то же время наиболее фундаментальные.
Во-первых, настоящий учитель должен обладать определенными личностными качествами - ясностью изложения, чистотой поступков и помыслов, состраданием по отношению к ученику. Не жалостью, а именно состраданием, которое не оставит ученика в оковах временных удовольствий, а повлечет его по трудному и тернистому пути духовности.
Во-вторых, вы должны обратить внимание на то, не изменяет ли он своих убеждений в угоду общественному мнению или моде. Настоящий учитель никогда не меняет окраски, даже если его учение неугодно властям или по той или иной причине непопулярна. Он не гонится ни за славой, ни за учениками.
В-третьих, учитель должен иметь связь с подлинной индийской традицией. Йога такой предмет, которым невозможно овладеть самому, не имея учителя. Знание в йоге передается не только через книги и тексты, но и в очень большой степени непосредственно - от учителя к ученику. Вот, к примеру, в этот раз ты остаешься со мной в течение месяца. Вроде бы это не так уж много. Но хорошая предварительная подготовка, структура обучения, интенсивные занятия здесь про многу часов в день - и что ты сама можешь сказать о результате?

- Да, действительно, результат просто поразителен - изо дня в день я наблюдаю за тем, как меняется строение моего тела - вплоть до изменения в самой форме костей, а вслед за тем происходят изменения на психологическом и духовном уровне. Не говоря уже об огромном багаже знаний по технике занятий и обучения йоге, который мне посчастливилось здесь получить от вас. Не зря на Востоке считается, что ученик может брести во тьме незнания к знанию в одиночестве до тех пор, пока не наткнется на преграду, которую не способен преодолеть. Именно тогда нужен учитель, который может дать ему всего один хороший толчок, чтобы преодолеть эту преграду и совершенно неожиданно выйти на новый уровень понимания и новый пласт бытия.

- Но вместе с новым мироощущением, новыми знаниями на тебе теперь лежит и груз новой ответственности - передача древнего учения твоим соотечественникам. И не стоит переживать, когда кто-то интересующийся йогой, попадает в сети шарлатанов. Проходит время, пока мы научимся отличать добро от зла, свет от тьмы, йогу от проповедей шарлатанов. Но даже на это способны далеко не все.

- Какой же совет вы дадите нашим любителям йоги в столь непростой ситуации?

- Если вам не довелось встретить хорошего учителя, занимайтесь по книгам. Хорошая книга лучше плохого учителя. Моя книга 'Прояснение йоги', например вышла на 14 языках и выдержала 22 издания. И за последние 25 лет я не получил ни одного письма, в котором бы содержался упрек или жалоба на то, что кто-то повредил себя, занимаясь с ее помощью.

- Все мы очень рады, что ваша книга готовится увидеть свет и на русском языке, Кроме того, в самое ближайшее время будет издана книга вашей дочери Гиты, посвященная йоге для женщин. Сразу несколько тысяч людей смогут прикоснуться к незамутненному источнику , обучаться йоге из первых рук...

- Я счастлив услышать об этом. Во время моего визита в СССР я воочию убедился, что советские люди очень способны в отношении йоги - они обладают эмоциональностью и самоотверженностью Востока и в то же время трудолюбием и умом Запада.

Интервью вела Елена Федотова

Home

Сайт управляется системой uCoz