КАТХА УПАНИШАДА

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

Институт востоковедения

ПАМЯТНИКИ ПИСЬМЕННОСТИ ВОСТОКА XVI

УПАНИШАДЫ

в 3-х книгах

Книга 2

Перевод с санскрита,
предисловие и комментарий

А. Я. Сыркина

" Н А У К А "
ГЛАВНАЯ РЕДАКЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
НАУЧНО-ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЛАДОМИР"
Москва 1991

Утверждено к печати Учёным советом Института народов Азии Академии Наук СССР

Предисловие

Катха (Katha, Kathaka) упанишада, также связанная с Чёрной Яджурведой, входит в предание одноимённой школы, основанной, согласно известному грамматику Патанджали (ок. II века до н. э.), риши Катхой (Katha). Традиция Катхи, по-видимому, была близка к традиции Тайттирии - в частности, её брахмана в основном совпадала с Tait. Samhita, а Tait. brahm. III 11, 8 (ср. РВ X. 135) содержит сюжет, лежащий в основе этой упанигшады.
Кат принадлежит к числу ранних стихотворных упанишад и состоит из двух частей (adhyaya), в каждой из которых три раздела (valli). Первая часть открывается рассказом о Ваджрашравасе, который во время жертвоприношения разгневался на своего сына Начикетаса и сказал, что отдаст его в жертву богу смерти Яме. Начикетас идёт в обитель Ямы, где бог смерти предлагает ему исполнить три желания. Первое желание Начикетаса - успокоить гнев отца, второе - поведать ему о "небесном огне", знание которого ведёт в высший мир. Исполняя это желание, Яма провозглашает, что отныне этот огонь будет известен под именем Начикетаса. Третье желание - узнать, что ждёт человека за порогом смерти. После некоторых колебаний Яма приступает к наставлению (с начала второго раздела). Последовательно идёт речь о двух путях - знания и незнания, о высшей реальности, постигаемой не рассудком, а самосозерцанием, о символике слова Ом, о постижении высшего Атмана. В третьем разделе первой части - распространённая в древнеиндийской дидактике аллегория колесницы (Атман - владелец колесницы, тело - колесница, разум - поводья и т.д.). Затем следуют рассуждения о высшем пуруше и о средствах самоусовершенствования. Вторая часть продолжает сходные рассуждения: в 1-м разделе - о постижении Атмана, об истинной неразличимости феноменов мира, субъекта и объекта, о тождестве индивидуального и всеобщего начал; во 2-м - снова описывается природа Атмана, затем речь идёт о посмертных путях человека, о едином начале во всех существах (референ: "это - То") и т.д. В заключительном разделе второй части даётся аллегорический образ вселенского древа; далее, в частности, говорится о йогическом состоянии, о достижении высшего просветления и бессмертия в результате прекращения всех желаний.

Часть I

Раздел 1

Раздел 2

Раздел 3

Часть II

Раздел 1

Раздел 2

Раздел 3

Home

Сайт управляется системой uCoz