|
Йога Сутра
Глава первая: О СОСРЕДОТОЧЕНИИ
|
Ом, поклонение Ганеше!
Да защитит вас тот, кто оставив свою извечную форму, владычествует над миром [живых существ], различными способами выказывая [ему свое] благорасположение, уничтоживший [всю] совокупность аффектов, обладатель страшного яда, со множеством уст и прекрасным капюшоном, творец всеведения, змеиная свита которого [направляет] к вечному блаженству, он, божественный змей с белой незапятнанной кожей, дарующий сосредоточение, пребывающий в сосредоточении.
|
1. Итак, наставление йоге.
2. Йога есть прекращение деятельности сознания.
3. Тогда Зритель пребывает в собственной форме.
4. В других случаях - сходство с деятельностью [сознания].
5. Пять видов деятельности [сознания]: загрязненные и незагрязненные.
6.Истинное познание, заблуждение, ментальное конструирование, сон и память.
7. Истинное познание - [это] восприятие, умозаключение и авторитетное свидетельство.
8. Заблуждение есть ложное знание, основанное не на собственной форме [реального объекта].
9. [Ментальное] конструирование лишено референции и проистекают из вербального знания.
10. Сон есть [специфическая] деятельность сознания, опирающегося на отсутствие [познавательных содержаний].
11. Память есть сохранение (букв. "неутрачивание") прошлого опыта.
12. Их прекращение [достигается] благодаря практике и бесстрастию.
13. Из них практика есть [непрерывное] усилие по сохранению устойчивости сознания.
14. Но она становится прочно укорененной [только тогда, когда] ее придерживаются в течение длительного времени без перерыва и с [должным] вниманием.
15. Бесстрастие есть состояние полного преодоления у того, кто свободен от влечения к чувственным объектам и целям, освященным традицией.
16. Оно - высшее, [когда] благодаря постижению Пуруши исчезает влечение к гунам.
17. [Оно] - сознательное, поскольку сопровождается формами избирательности, рефлексии, блаженства и самости.
18. Другое [сосредоточение, при котором] остаются [только] формирующие факторы, предваряется практикой, обусловливающей прекращение [деятельности сознания].
19. [Бессознательное сосредоточение], обусловленное существованием, [бывает] у бестелесных и растворенных в первопричине существ.
20. У других [существ бессознательному сосредоточению] предшествуют вера, энергия, памятование, созерцание и мудрость.
21. У наделенных сильной устремленностью [сосредоточение] - в непосредственной близости.
22. Но и в этом случае тоже [имеется] различие ввиду слабости, умеренности или интенсивности [устремлений].
23. Или же [сосредоточение достигается] вследствие упования на Ишвару.
24. Ишвара есть особый Пуруша, не затронутый аффектами, кармой, [ее] созреванием и [скрытыми] "следами".
25. Семя всезнания в нем не имеет себе равных. [Он]
26. Учитель также и древних, ибо он не имеет временных различий.
27. Его [вербальное] выражение - священный слог Ом.
28. [Йог практикует] его рецитацию и сосредоточение на его объекте.
29. Отсюда - постижение истинной сущности сознания, а также устранение препятствий.
30. Болезнь, апатия, сомнение, невнимательность, лень, невоздержание, ложное восприятие, неспособность достижения [какой-либо] ступени [сосредоточения], отсутствие стабильности [при сосредоточении] - эти отвлечения суть препятствия.
31. Страдание, уныние, дрожь в теле, вдохи и выдохи сопутствуют рассеяным [состояниям сознания].
32. в целях их устранения - практика с одной сущностью.
33. Очищение сознания [достигается] культивированием дружелюбия, сострадания, радости и беспристрастности по отношению к счастью, страданию, добродетели и пороку.
34. Либо же благодаря выдоху и задержке дыхания.
35. Либо же [сверхчувственная] деятельность относительно [соответствующих] объектов при своем возникновении [также] вызывает ментальную стабильность.
36. Либо беспечальная и лучезарная...
37. Или же созерцание, имеющее объектом [тех, кто] свободен от желаний.
38. Или же [сознание], опирающееся на восприятие, [полученное] в сновидении либо во сне без сновидений.
39. Или благодаря созерцанию того, что приятно.
40. Его могущество [распространяется на все] - от атома до величайших [объектов].
41. Сосредоточение есть состояние "окрашенности" тем [объектом], на который [сознание] опирается, [то есть] на субъект познания, на познание и на объект познания, когда развертывание [сознания] прекращено, как в случае с драгоценным камнем.
42. Здесь сосредоточение "с умозрением" лишено отчетливости ввиду различия между словом, объектом и понятием.
43. Недискурсивное [сосредоточение есть такое состояние сознания, когда оно], полностью очищенное от памяти и как бы лишенное собственной формы, проявляет только объект.
44. Таким же образом объяснены рефлексивное и нерефлексивное [сосредоточения], имеющие "тонкий" объект.
45. Свойство быть "тонким" объектом имеет [своим] ограничителем "отсутствие признака" [как исходное состояние первопричины].
46. Именно они, [такие виды концентрации], и есть сосредоточение, обладающее семенем.
47. При искусности в нерефлексивном [сосредоточении возникает] внутреннее спокойствие.
48. Мудрость, [обретенная] при этом, [называется] "несущей истину".
49. [Мудрость эта] ввиду специфики своей направленности имеет иной объект нежели мудрость, [обретенная] на основании услышанного или на основании логического вывода.
50. Формирующий фактор, порожденный такой [мудростью], является препятствием для других формирующих факторов.
51. При устранении и этого [формирующего фактора наступает] сосредоточение, "лишенное семени", ибо вся [деятельность сознания] прекращена.
|
|