Б. К. С Айенгар.

Отрывок из книги "Пранаяма. Искусство дыхания".

Глава 7. Пища

1. Маханарьайяно Упанишада (79-15) описывает пищу (анна) как первостепенную потребность, без которой человек не может развить своё анатомическое тело до духовного уровня. Известно, что солнце излучает тепло, которое заставляет воду испаряться. Пар становится тучами, которые дождём проливаются на землю. Человек возделывает землю и производит пищу, которая, будучи усвоена организмом, порождает энергию, поддерживающую крепость человеческого тела. Крепость тела становится основой дисциплинированности, которая развивает веру, дающую знания; знания даруют учёность; учёность приносит самообладание, рождающее спокойствие; спокойствие упрочивает невозмутимость, которая развивает память, память пробуждает распознование; распознавание приводит к рассудительности, а она, в свою очередь, ведёт к осознанию "Самости".

2. Тело нуждается в пище, содержащей правильный баланс углеводов, белков, жиров, витаминов и минеральных солей. Вода необходима для участия в переваривании пищи и её ассимиляции. Пища в форме питательных веществ в конечном итоге ассимилируется в виде различных соединений по всему телу.

3. Пища должна быть полезной, вкусной и соответствующей телу. Принимать пищу только лишь для удовлетворения чувств не следует. Она разделена на три обширных класса - саттвическая, раджасическая и тамасическая. Первая способствует долгожительству, здоровью и счастью; вторая порождает возбуждение; третья вызывает болезнь. Раджасическая и тамасическая пища делает сознание вялым и препятствует духовному прогрессу. Обязанность садхаки - найти путём проб и экспериментов подходящую для себя пищу.

4. Если верно то, что пища влияет на характер, также верно, что практика Пранаями изменяет пищевые привычки садхаки. Человеческий темперамент испытывает влияние диеты, потому что еда воздействует на работу ума. Саттвическая вегетарианская пища, однако, может употребляться и тиранами с беспокойным умом, полными ненависти, несмотря на пищу, раджасичными или тамасичными. В то же время благородные натуры (подобные Будде или Христу) могут не подвергаться воздействию предложенной им пищи или людей, которые её дали, хотя обычно те относятся к тамасическим людям. Именно состояние ума принимающего пищу важно. Даже диета, состоящая из саттвической пищи, только помогает практикующему поддерживать ясное и неколеблющееся состояние ума.

5. Тело - это местопребывание индивидуальной самости (дживатма). Если оно страдает от недостатка пищи, "Самость" покидает его, подобно арендатору, который отказывается жить дальше в ветхом доме. Пренебрежительное отношение к телу ведёт к смерти и разрушению "Самости".

6. Согласно Чандогья Упанишаде (VI, 7.2), твёрдая пища, жидкости и жиры - горючее для тела, каждое из которых разделяется на шестнадцать потребляемых частей. Пища разделяется на три части: наиболее грубая становится фекалиями, средняя часть становится плотью и наиболее тонкая превращается в ум, в соотношении 10/16, 5/16 и 1/16 соответственно.
Наиболее грубая часть жидкости становится мочой, средняя - кровью, а самая тонкая - энергией (праной). Аналогично, жиры: грубейшие составляющие становятся костями, средняя часть - костным мозгом, самая тонкая часть становится речью - вак.
Шветакету жил на одной воде в течение пятнадцати дней и утратил силу мышления, но затем восстановил её, как только снова стал есть твёрдую пищу. Сила его красноречия уменьшилась, когда он перестал употреблять в пищу жиры. Этот опыт показал, что ум есть продукт пищи, энергия - порождение жидкости, а речь зависит от жиров.

7. Хатха-Йога Прадипика (II.14) говорит, что во время практики пранаямы садхака должен есть толчёный рис, приготовленный на молоке, и очищенное масло. Когда он хорошо утвердится в пранаяме, он может выбирать пищу, соответствующую ему и его практике.

8. Не следует есть, когда не выделяется слюна, это указывает на то, что тело не нуждается в еде. Умеренным должно быть как количество, так и качество еды. Выбранная пища может казаться лакомой и приятной, но быть неподходящей для садхаки. Она может иметь высокую питательную ценность и в то же время служить источником токсинов, влияющих на процесс в пранаяме.
Когда человек действительно голоден или испытывает жажду, еда немедленно усваивается в организме и становится питательной. Вода сама по себе всегда может утолить жажду. Настоящая жажда не требует никакого другого питья, кроме воды. Обуздайте искусственный голод и жажду. Йогические тексты предписывают садхаке наполнять половину желудка твёрдой пищей, четверть - жидкостью и четверть оставлять пустой для свободного движения воздуха.

9. Нельзя есть при эмоциональном возбуждении. Во время еды разговаривают только о хорошем и едят внимательно. Когда во время еды преобладает возвышенный настрой ума, вся пища, кроме ядов, становится саттвической.

10. Пищеварительный огонь возжигается энергией, порождаемой дыханием. Умеренная и питательная еда - существенный фактор для упрочения мощи, энергии и бодрости. Избегайте спешки при еде.

11. Согласно Тайттирийа Упанишада, пища есть Брахман. К ней должно относиться с уважением, не злоупотреблять и не испытывать презрения.

На главную страницу

Сайт управляется системой uCoz