Бхагавад-Гита

Глава четырнадцатая

Благой Господь сказал:

1. А теперь Я скажу тебе знанье,
что зовется средь всех высочайшим;
это знанье познавшие муни
высоту обрели совершенства.

2. Опираясь на это ученье,
Моей вечной достигнув природы,
они с гибелью мира не гибнут
и с рожденьем его не родятся.

3. Моя матка - Великий Брахман,
Я в него свое семя влагаю;
и от этого, Партха, зачатья
всех существ порожденье бывает.

4. Для всех тел, что в бесчисленных чревах
обретают, сын Кунти, рожденье,
лоном высшим бывает тот Брахман,
Я же - семя дающий родитель.

5. Возникают из пракрити разом
гуны три - саттва, раджас и тамас;
ими скован, о могучерукий,
тот бессмертный, что телом владеет.

6. Из тех трех - саттва, будучи чистой,
светоносной и полной здоровья,
все же сковывает живущих
цепью счастья и знанья, сын Притхи.

7. Состоит, знай, раджас из страсти,
вожделенье его порождает;
раджас вяжет деяний цепью
воплощенного, о безупречный.

8. Порождается тамас незнаньем,
воплощенных он всех ослепляет;
он их связывает, о сын Кунти,
беззаботностью, сном и ленью.

9. Саттва связывает со счастьем,
раджас - с действием, могучерукий,
затемняя познание, тамас
косной лени готовит путы.

10. Когда раджас и тамас слабеют ?
возрастает, сын Бхараты, саттва;
когда саттва и тамас - раджас;
когда саттва и раджас - тамас.

11. Если знания свет освещает
входы-выходы этого тела ?
это значит в таком человеке
саттва крепнет - пусть он это знает.

12. Когда раджас умножен чрезмерно ?
от него возникают жадность,
озабоченность, вожделенье,
суета, начинание действий.

13. В мыслях мрак, беззаботность тупая,
ослепление, отсутствие действий ?
все они возникают тотчас
когда тамас растет, сын Куру.

14. Когда к смерти идет воплощенный,
состоящий из гуны саттва, -
он миров безгрешных достигнет
обладателей высшего знанья.

15. Тот, кто в раджасе смерть встречает,
возродится средь скованных кармой;
если ж в тамасе тело покинет ?
возрождается в лонах нечистых.

16. Хорошо совершенное действие
саттвы благостный плод приносит;
плодом раджаса скорбь бывает;
плод же тамаса - заблужденье.

17. Возникает от саттвы знанье,
раджас к жадности лишь приводит,
плодом тамаса будет незнанье,
ослепление и беззаботность.

18. Чист и ясен - горе стремится,
если страстен, стоит посредине,
в сфере действия неизменной гуны
пребывая - вниз темный сходит.

19. Если деятеля иного,
кроме гун этих, видеть не будешь,
если знаешь Того, кто их выше, -
ты в Мое придешь состояние.

20. Когда этой пракрити гуны
воплощенный преодолевает,
он, от скорби рожденья и смерти
став свободен, вкушает бессмертье.

Арджуна сказал:

21. Что за признаки здесь, Владыка,
мужа, ставшего выше, чем гуны?
Как ведет он себя? И как он
эти гуны в себе побеждает?

Благой господь сказал:

22. Знанья все, также дел совершенье,
ослепленье даже, сын Панду,
повстречав - кто не отвратится,
потеряв же - кто не пожалеет,

23. кто сидит, точно равнодушный,
тремя гунами не поколеблен,
"Гуны вертятся в гунах" - так мысля,
пребывает кто без потрясений,

24. ровный к золоту, глине и камню,
мудрый, ровный к немилым и милым,
в горе-радости невозмутимый,
одинаков к хвале и к брани,

25. кто к бесчестью и чести ровен,
к другу-недругу одинаков,
оставляющий все начинанья ?
тот и есть "превзошедший гуны".

26. Кто Меня, Партха, йогой бхакти
неуклонно всегда почитает ?
тот способен с Брахманом слиться,
ибо гуны он все превосходит.

27. Ибо Брахман этот бессмертный
и нетленный - на Мне основан;
Я - основа предвечной дхармы.
Лишь во Мне - совершенная радость.

На главную страницу

Читать далее

Сайт управляется системой uCoz