|
ХАТХА-ЙОГА ПРАДИПИКА
Свами Сватмарама
перевод с английского
Перевод сделан по изданию:
The Hatha-Yoga Pradipika of Swatmaram Swami. Bombay, 1893
Перевод с английского, редакция и предисловие
Станислава Петровича, Людмилы Александровны и
Владислава Васильевича.
Минск 1996
Предисловие к русскому изданию.
Русскоязычному читателю предлагается Хатха-Йога Прадипика, которую с полной уверенностью можно отнести к основным текстам по Йоге. В ней впервые в законченном виде изложена и систематизирована Хатха-Йога и представлены порядок и правила этой суровой практики.
Наряду с более ранней Йога-Сутра Патанджали, в которой излагается Раджа-Йога, Хатха-Йога Прадипика является "подлинной", "настоящей", или классической Йогой. Следует отметить, что обе вышеуказанные работы являются конспектами уже созданных систем, так как и в "Махабхарате", и в Упанишадах (йогических) достаточно текстов, излагающих основы Йоги.
В английском переводе Хатха-Йога Прадипики отсутствует 20 шлок. Мы взяли их из немецкого издания 1893 г., где они были опубликованы на латинском языке, и включили в текст, соблюдая принятый стиль изложения.
В тексте обилие санскритских терминов и оригинальных понятий, которые мы посчитали не вправе переводить, ибо они образовались несколько тысяч лет назад и им нет вполне адекватного толкования на современном языке.
Йога не является религией, хотя некоторые исследователи и рассматривают буддизм как один из вариантов Йоги.
Йога - это прежде всего преодоление: преодоление собственной лени, собственных амбиций и заблуждений.
Сватмарама предлагает следующий порядок практики Йоги: Асаны, Пранаяма, Мудры, Наданусандхана - и даёт полное описание восьми основных упражнений Пранаямы. Современные авторы приводят несколько десятков подобных упражнений, но все они базируются на восьми основных.
Серьёзно изучающим Йогу и философию мы рекомендуем обратиться к трудам доктора медицинских наук академика Б. Л. Смирнова, особенно к разделу "Йога" в книге "Побоище палицами", Махабхарата, Ашхабад, Ылым, 1981 г.
Хатха-Йога Прадипика указывает путь к Познанию и Освобождению. К познанию самого себя, собственного Я. К освобождению от болезней, старости и смерти.
Не существует книг, которые смогли бы дать исчерпывающий ответ на вопрос о том, что такое собственное Я, или о бессмертии Я, ибо непережившему состояния Познания и Освобождения уразуметь это абсолютно невозможно.
И до тех пор, пока человек не поймёт своей собственной сути, он ничего не может знать и о её бессмертии. О том же говорит и знаменитая надпись на фронтоне дельфийского храма: "Познай самого себя и ты познаешь богов и Вселенную".
Минск 1995
Введение
Публикуя перевод авторитетного труда по Йоге, необходимо отметить, что из всех работ, посвящённым эзотерическим знаниям, которые позволено иметь миру в этот тёмный цикл Кали-Юга, Хатха-Йога Прадипика представляет, возможно, уникальную попытку согласования систем Раджа- и Хатха-Йоги. Укрывая истину за каждым предложением, настоящий труд, с одной стороны, даёт возможность тем, кто искренне изучает Йога-Видью, ознакомиться с сокровищницей эзотерических знаний, но, с другой стороны, прячет за очаровывающим взор ярким занавесом ядовитую змею, готовую внезапно ужалить того, кто ступил на запретный путь Йоги, не отрёкшись от мирских привязанностей. Лишь чистые и бескорыстные смогут достичь такой проницательности и силы, чтобы испить капли бессмертия из того состава, в котором автор так прекрасно соединил две системы йоги.
Слово Йога означает единение Дживатмы и Параматмы. Наука, указывающая путь приобретения этого эзотерического знания, называется Йога-Шастра. Поскольку это знание непосредственно ведёт к слиянию Дживатмы и Параматмы, оно считается священным и передаётся его хранителями с большими предосторожностями: лишь те, кто прошёл самые тяжкие испытания, признаются достойными получить это Священное Знание. Строгие правила и предписания ученичества и методы их соблюдения приводятся в Шива-Самхите.
Мудрец Патанджали указал в своих афоризмах, что одним из наиболее существенных требований к ученику является неустанная преданность Ишваре (или Гуру).
Другое, не менее важное требование заключается в вере, без которой знание невозможно: половинчатая или неустойчивая вера в эту науку или же в Гуру означает, фактически, непригодность ученика.
В соответствии с Шастрами, нет знания более важного, чем йога, а Веды называют её Видья. Господь Шива описывает её в Шива-Самхите: "Изучая все Шастры и постоянно медитируя на них, я пришёл к заключению, что нет Шастры более достойной изучения, чем Йога".
Пифагор, Платон и другие философы древней Греции превозносили изучение этой науки; на входе в зал, где они проводили занятия, было написано: "Познай себя".
Среди ведущих мыслителей современной школы Декарт, Кант, Шопенгауэр, Эмерсон и другие не меньше ценили эту науку, предмет, который по их мнению, заключается в раскрытии тайны существования человека и окружающей его природы.
Познание этой науки сопряжено с исключительными трудностями. Высококвалифицированные учителя немногочисленны и откровенны лишь с хорошо испытанными учениками. Многие неясные места требуют пояснения Гуру. Никакое подношение не приведёт к приобретению желаемого знания или же к нарушению железных правил, предписанных в Шастрах. Благоволение Гуру, как ответ на тяжко приобретённые достоинства ученика, является единственным пропуском в Святилище знания. В Шримат Бхагавате и других Пуранах ученику, который не смог найти Гуру, рекомендуется молиться и поклоняться Ишваре и стремиться к полному отречению от всех мирских желаний. Это единственный способ найти Гуру, который не замедлит придти, когда наступит время направить ученика в его дальнейшем развитии.
Системы Йоги, имеющие различное предназначение в соответствии с их методами, известны под названиями: Аштанга, Лайя, Джнана, Мантра, Бхакти, Тарака, Карма и др., но и они могут быть классифицированы на две широкие категории - Хатха-Йогу и Раджа-Йогу, которые взаимозависимы и ни одна из них не осуществима без другой.
Патанджали определяет Йогу как подавление преобразований мыслящего начала(*) - цель, достижимую при помощи различных методов, каждый из которых не может практиковаться без контроля праны, или дыхания, теснейшим образом связанной с разумом. Эта связь доказывается нашим повседневным жизненным опытом: когда мы глубоко погружены в мысли, процесс дыхания замедляется.
Степень прекращения умственной активности пропорциональна замедлению дыхания: в случаях асфиксии (удушья) умственная активность полностью прекращается до тех пор, пока не возобновляется дыхание; со смертью тела умственная активность прекращается полностью. Эти соображения служат доказательством того, что разум и прана взаимозависимы.
В Шива-Гите сказано, что движителем разума является прана, и поэтому разум наличествует там, где имеется прана. Другими словами, разум описывается как наездник, а прана как лошадь.
В Йога-Васиште связь между разумом и праной описывается таким образом:
"О, Рама! Для движения колесницы, коей является тело, Ишвара создал разум и прану, без которой тело не может действовать. Когда прана исчезает, механизм тела останавливается; когда же разум работает - прана движется. Отношение между ними подобно отношению между правящим конями и колесницей. Оба они осуществляют движение - воздействуя один на другого. Поэтому мудрому следует изучать регулирование праны, если он желает приостановить деятельность разума или концентрировать волю на достижении Йоги. Регулирование праны приносит всё счастье - мирское и духовное - благодаря достижению царства Мокши, или высшего блаженства. И посему, о, Рама! Изучай науку дыхания, или прану".
Прана является основным принципом движения в телах Стхула, Сукшма и Карана.
А теперь более подробно рассмотрим Хатха- и Раджа-Йогу и различия между ними.
Хатха - сложное слово, состоящее из двух слогов: Ха - означает солнце, а Тха - Луну, что соответствует дыханию через правую и левую ноздри. Хатха-Йогой называется регулирование дыхания с целью контроля над преобразованиями мыслящего начала, и к ней относятся Аштанга, Мантра и др. Если правильно выдерживать последовательность, то Раджа-Йога начинается, собственно, там, где кончается Хатха-Йога. Поэтому было бы неразумно рассматривть Хатха-Йогу лишь как опасные гимнастические упражнения, поскольку умеренная практика её, как показывает опыт, полезна как для здоровья, так и для долголетия. Она даёт возможность предотвращать и излечивать заболевания, физические и умственные, поскольку её практика регулирует деятельность сердца, лёгких и кровообращения. Она одаряет способностью отдалять смерть на неопределённый срок, хотя истинные йоги редко пользуются этой привилегией, так как они знают последствия вмешательства в законы природы.
Поскольку Раджа- и Хатха-Йога необходимо дополняют друг-друга, как две ноги туловища, то ни одну из них нельзя успешно практиковать без другой, а их полные возможности реализовать без наставлений компетентного Гуру. И никто не сможет стать совершенным йогом без знания практики обеих.
Врождённый раджа-йог обладает естественной способностью концентрации разума без усилий. Эта концентрация, как основная отличительная характеристика Раджа-Йоги, является естественным результатом силы воли, активно воздействующей с целью обеспечения контроля над подверженным ошибкам разумом и его единения с Дживатмой и Параматмой, посредством естественного, или бессознательного, задерживания дыхания.
Раджа-Йога начинается там, где кончается Хатха-Йога. Каждая Йога - Лайя, Тарака, Джнана и др. - осознанно или неосознанно берёт своё начало в Хатха-Йоге и заканчивается в Раджа-Йоге. Практика Раджа-Йоги нелегко даётся тем, кто начинает её первый раз в текущей жизни, если он не приобщился к ней в своих прошлых воплощениях. И как знание, накопленное в предшествующих жизнях, приносит свои плоды в настоящем, так и ученик легко достигнет Раджа-Йоги через неизбежные первоначальные ступени Хатха-Йоги, по которым он поднимается в каждом воплощении.
Поэтому следует с предосторожностями начинать с Хатха-Йоги, т. к. это неизбежно приводит к очищению тела и моральной природы.
Ученики Йога-Видья подразделяются на три категории:
1) высшая (Утхама Адхикарис)
2) промежуточная (Мадхиама Адхикарис)
3) низшая (Каништа Адхикарис).
Ученики различных степеней совершенства, достигнутых при прошлых воплощениях, относятся к первым двум категориям. Мы будем говорить теперь о Каништа Адхикарис, которым приходится начинать изучение Йоги в настоящем воплощении. Для них возможна лишь Хатха-Йога, которую им следует старательно изучать под руководством компетентного Гуру. Ибо, как говорит Шримат Шанкарачарья в своём труде по Раджа-Йоге "Апарокшанубхути": "Практика Хатха-Йоги предназначена для тех, чья природа должна быть очищена от всех примесей".
Поскольку большинство людей несвободны от телесных и моральных недостатков своей более низкой природы, то из этого следует, что для большинства учеников необходима практика Хатха-Йоги, которая подготовит их к занятиям более высокой системой - Раджа-Йогой.
В Бхагавад Гите Шри Кришна говорит Арджуне, что только несведующие считают Санкхью и Йогу двумя различными направлениями в познании самого себя.
Практикуя одну из них, получают результаты обеих. Цель, достигаемая последователями Санкхьи, достигают также и йоги. Те, кто не делает различия между Санкхьей и Йогой, обладают интуитивной силой знания.
Махариши Васишта, Гуру Рамачандры, проливает свет на этот предмет в своей Йога-Васиште, где, обращаясь к своему достойному ученику, он говорит:
"О, Рама! Для разрушения (подавления) разума (Читты) предписаны лишь два пути - Йога и Санкхья". Йога достигается путём подавления работы разума и подавления познания путём аналитического мышления (т. е. прослеживанием причины от результата). Для некоторых трудна Йога, для других - Джнана. По этой причине Шива открыл нам оба пути. Подобные же мысли выражены в Карма-Пуране, где в главах по Ишвара-Гите мы читаем, что "единственное надёжное средство достижения этого знания - приверженность учениям Санкхье и Йоге, поскольку они суть одно и то же; те, кто старательно посвящает себя их изучению, несомненно познают истинную природу божества".
Бхагавад Гита записана в 18 главах, в каждой из которых описывается одна из систем Йоги. В восьмой главе Шри Кришна советует Арджуне стать йогом, чтобы можно было избежать заблуждений благодаря высшему познанию самого себя, которое Йога даёт своим последователям.
Мы надеемся, что на основе обобщённого опыта авторитетных источников нам удалось показать, что Хатха-Йога и Раджа-Йога взаимозависимы и что практика Раджа-Йоги не может успешно осуществляться без практики Хатха-Йоги.
Основателями Хатха-Йоги и Раджа-Йоги являются, соответственно, Шива и Вишну. Чтобы показать миру фундаментальное единство этих двух систем, которые имеют лишь внешние различия, основатели почитали друг друга как Гуру.
Об этом же единстве свидетельствует обращение Ишвары к мудрецам в Ишвара-Гите:
"Теперь я дал полные разъяснения различных предметов, относительно которых ваш разум смущён сомнениями, но знайте, что этот Нараяна и я представляем одно и то же и что между нами нет различия. Он, подобно мне, бестелесная, бессмертная, высшая и всеобщая душа. Однако, те, кто видит разнообразие в этой всеобщности, считают нас различными божествами, называя его Вишну, а меня Махешвара, но те, кто знает, что мы, по существу, одно и то же, освободятся от мук повторного рождения".
В Шайвагаме бог Шива побуждает даже самого совершенного йога не отказываться от предшествующей практики Асан, Пранаямы, Кумбхак и т.д. с целью выведения из тела нечистых жидкостей и сохранения идеального здоровья.
Имея ввиду преимущества объединения этих двух систем, великий йог Свами Сватмарама написал Хатха-Йога Прадипику, перевод которой на английский язык вместе с комментариями и ссылками на оригинальные тексты мы представляем читателям, незнакомым с санскритом, для того, чтобы они могли оценить истинное значение этого труда и получить правильное представление о науке Йоги.
Шринивас Айенгар (Iyangar).
Читать далее...
* При посвящении Рамачандры его Гуру Васишта сказал: "Счастье и несчастье, испытываемые в этом мире, вызываются работой разума. Для удовольствий и страданий разума созданы три мира. Прекращение умственной активности ведёт к исчезновению этих трёх миров вместе с их несчастьями. Способность контролировать разум даёт возможность овладеть и всеми тайными силами. Если же разум не контролируется, всё остальное становится бесполезным и приносит боль.
|
|